О фарфоре

Сырьё. Производители сырья чаще всего поставляют фарфор в виде глиноподобной массы в брикетах различной формы. Смесь разбирается на мелкие фрагменты, заливается водой и в течение нескольких дней перемешивается и фильтруется до образования однородной жидкой густой литейной массы — шликера. В приготовленный таким образом шликер добавляются присадки. Они позволяют придать шликеру качества, наиболее удобные для производства конкретного вида изделий. Благодаря добавкам шликер может стать более вязким, более пластичным, более густым и т. д.

Модель. Скульптор создает модель будущего изделия. Для производства модели могут использоваться любые непористые твердые материалы: различные виды пластика, резины, силикона и других современных составов. Наиболее традиционный материал для производства моделей — гипс, покрываемый лаком на спиртовой основе.
Форма. Когда модель готова, с нее снимают форму из гипса. Форма состоит из двух и более частей — «кусков». Конфигурация формы тщательно продумывается таким образом, чтобы было удобно и безопасно ее разбирать и доставать из нее отливку. Не должно быть отрицательных углов, мест для воздушних пузырей, препятствий на пути заливаемого шликера и т. д. Готовую гипсовую форму хорошо просушивают.

Отливка. Когда шликер и форма подготовлены к работе, начинается отливка. В гипсовую форму заливается шликер. Сухой гипс начинает впитывать из шликера воду, и на внутренней поверхности формы образуется плотный слой фарфора — «черепок». Для каждого изделия необходима своя толщина черепка: например, у чашек стенка бывает тонкая и хрупкая, у скульптур — более толстая и прочная. Мастер-литейщик следит за толщиной черепка, и, когда набирается достаточная толщина, сливает оставшийся жидкий шликер из формы.

Разбор формы. Спустя некоторое время, когда изделие внутри формы подсохнет, форму разбирают и из нее извлекают отливку. На этом этапе сырое изделие пластично, ему можно придавать ту или иную форму, присоединять к нему его части, маркировать штампом производителя. После просушки фарфор обрабатывают: удаляют технологические излишки, шлифуют, придают законченный вид.
Обжиг. Полностью готовые к обжигу изделия устанавливаются на полки из жаропрочных материалов и помещаются в печь. Печи бывают газовые (на крупных заводах) и электрические (на малом производстве), различных объемов: от 30 до 200 и 500 литров. Печи программируются на определенный температурный цикл с поэтапным нагреванием до 1250 градусов по Цельсию, выдержкой при заданной температуре и постепенным охлаждением. Полный цикл обжига может занимать от 8 до 36 часов. Продолжительность зависит от материалов, из которых сделаны изделия, от их размеров и количества, а также от цели автора.

Брак. У производств различного масштаба стандарты качества противоречат друг другу. Потёки, воздушные пузыри, трещины, неравномерный слой материала в массовом конвеерном фабричном производстве могут считаться браком. Крупные фарбики и заводы стремятся свести процент выбраковываемых изделий к минимуму с помощью крупного мощного оборудования, поточного метода производства и других средств, доступных большому предприятию. В малом мануфактурном фарфоровом производстве — напротив: подобные эффекты свидетельствуют об уникальности изделия, о ручном труде над изделием, об индивидуальном подходе к каждому предмету коллекции. Чем больше у изделия своих неповторимых особенностей, тем больше у его будущего владельца уверенности в том, что он обладает действительно неповторимой вещью.

Надглазурная роспись. Этот вид росписи наносят на готовое изделие, прошедшее глазуровку и высокотемпературный обжиг. В работе используют специальные порошкообразные надглазурные краски, которые разводятся скипидаром, скипидарным маслом, специальными растворителями. Эти краски — один из самых капризных живописных материалов. Поэтому надглазурная роспись — один из самых сложных видов живописи. Краски наносятся в несколько слоев. Перед нанесением каждого следующего слоя изделие обжигают при 800 градусах. В результате одна расписная тарелка претерпевает до 5−10 обжигов. Кроме того, в росписи используют так называемые люстровые краски — препараты золота и платины, а также краски, дающие при обжиге радужный перламутровый и другие эффекты.
Утельный обжиг. Часто в производстве используют так называемый утельный обжиг. Это первичный обжиг фарфоровых изделий при низких температурах (до 800 градусов по Цельсию). Благодаря утельному обжигу изделие становится более прочным. Настолько, чтобы его можно было расписывать подглазурными красками и покрывать глазурью. Вместе с тем, изделие остается достаточно пористым, чтобы впитать эти материалы и удерживать их в поверхности во время финальных обжигов при высоких температурах. Фарфор после утельного обжига приобретает шершавую фактуру и обычно розоватый цвет.

Роспись подглазурными красками. Подглазурные краски наносятся на поверхность до покрытия изделия глазурью. Они отличаются жидкой водянистой консистенцией и мгновенно впитываются в пористую поверхность утельного фарфора. Поэтому художник лишен возможности исправить оплошность. Если во время работы он допустил ошибку, изделие забраковывается. По этой причине качественная подглазурная роспись считается проявлением высокого мастерства автора.

Глазуровка. Глазурь — это разведенные в воде мельчайшие частицы стекла и сопутствующих компонентов. Во время обжига частицы тают и сплавляются друг с другом, образуя на поверхности фарфора тонкий стеклянный слой. Глазурь может быть прозрачной или цветной, глянцевой или матовой, однотонной и равномерной или с декоративными эффектами. Утельное изделие, покрытое подглазурной росписью или без нее, подвергается глазуровке одним из двух способов. В первом случае изделие опускают в большую ёмкость с сырой разведенной глазурью. Во втором — глазурь напыляют в специальном боксе с помощью краскопульта. Сухая пористая поверхность впитывает влагу из жидкой глазури, в результате чего твердые частицы оседают на стенке изделия тонким слоем. Процедура глазуровки требует от мастера особого опыта и внимания: слишком толстый слой глазури может во время обжига стечь с изделия на полку печи, слишком тонкий слой не покроет поверхность равномерно. Качественная глазуровка дает ровномерную глянцевую поверхность.
Как делают фарфор?
Если у вас остались вопросы или нужна помощь с выбором, мы на связи
Made on
Tilda